четверг, 26 января 2017 г.

Мотивация сотрудников или как перестать быть "гласом в пустыне".

Сегодня хочу еще немного поговорить о мотивации, а точнее продолжить начатую тему в статье "Мотивация и наим персонала", и выразить свое мнение, почему иногда не удается мотивировать сотрудников, как в былые времена "под знамя и общую цель".

Случалось ли вам взывать к ответственности сотрудников, чтобы предприятие процветало? 

Наверняка. 

Кто-то говорит, типа: «Давайте сегодня хорошо поработаем и завтра мы получим…….. (хорошие деньги, дополнительные бонусы, и т.д.). А кто-то говорит: «Мы ДОЛЖНЫ быть заинтересованы, чтобы наше предприятие процветало и если мы не будем делать так-то и так-то, то……». И так далее.

То есть вы стремились, как-то мотивировать , «расшевелить» свой персонал, чтобы он начал создавать нужный вам продукт, выполнял поставленные перед ним цели, ведь вы заботитесь о них, стараетесь, чтобы «им было хорошо». А, что в ответ? Частенько встречается равнодушное или недовольное отношение сотрудников, а кто-то соглашается, но по-прежнему ничего не делает.


Знакомая ситуация? Мне ДА, а вам?


Почему так происходит? Почему никакие доводы не помогают «сдвинуть с места» сотрудников?


Как перестать быть гласом в пустыне?


Сегодня мы поговорим именно об этом.


Давайте вспомним рассматриваемые нами 4 вида мотивации определенных американским философом исследователем Л.Роном Хаббардом, которые он назвал "Шкалой побудительных мотивов".


Это:
• чувство долга,
• личная убежденность,
• личная выгода
• деньги.


Вы помните, что сотрудники с побудительными мотивами: чувство долга и личная убежденность - интересуются идеалами группы или как минимум их интересует суть принципов, их собственных принципов, причем это даже не принципы группы. Они считают, что должны делать свою работу хорошо и делают это, т.е. они следуют своим принципам и соответственно принципам компании.


А сотрудники следующих двух уровней побудительных мотивов: личная выгода и деньги - интересуются только личными благами, которые они получат и деньгами.


И положение сотрудников, и положение руководителя в частности, и положение компании на шкале мотивации зависит от того на каком уровне их внимание.

Способен ли каждый из них отправить свое внимание на верхние уровни, т.е. на чувство долга и личная убежденность; способен ли каждый из них отправить свое внимание на идеалы, понимает ли он эти идеалы, способен ли он удерживать принцип, есть ли у него вообще какие-либо принципы.


Способен ли каждый их них отправлять внимание на цели компании или единственное на что они могут направить свое внимание - это ЛИЧНЫЕ БЛАГА.


Направлять свое внимание на БЛАГА очень легко, это ежедневно помогает нам делать реклама в газетах, журналах, на телевидении, в интернете.

Вы открываете журнал и вам предлагают купить, 

Вы включает ТВ и вам там говорят - вам надо это купить, вам надо это преобрести или сейчас возьмите, или в долг приобретите, вам дадут в кредит и т.д.

Это то общество в котором мы живем и оно направляет наше внимание, внимание людей на блага, в нижнюю часть этой шкалы.


Вспомните момент из своей жизни, когда у вас был высокий уровень мотивов.
Возможно вы сейчас вспомните, что вы сами когда-то пели "взвейтесь кострами синие ночи.." или вы сидели у костра, ходили в походы. Что при этом вы чувствовали? Вы испытывали воодушевление, вы были членами какой-то группы у которой были высокие идеалы и вы от этого испытывали воодушевление. Так?


Мотивировал ли вас кто-либо на это? Вдохновлял ли вас кто-либо на чувство долга? Говорил ли вам кто-либо, что человек может выжить только в группе?
Если вы более старшего поколения, то наверняка помните, как в детстве было модным давать клятву "один за всех и все за одного", как в школах и пионерских лагерях, в семьях придавали значимость идеалу группы. Тогда были другие идеалы.


Вспомните, какой был идеал в вашей группе (коллектив, семья, друзья,...)?


В наше время очень часто можно слышать, что "сейчас люди живут только для себя". Как вы думаете, счастлив ли человек от того, что он "отгородился"?  Нет!


Я хочу вам сказать, что чувство долга, это не то, что само по себе вырастает в какой-то душе, чувство долга СОЗДАЕТСЯ! Это то, что создают руководители групп, это то, что создаете вы.

И создавать чувство долга возможно не очень легко и быстро, но это довольно просто.
Создание чувства долга начинается с того, что мы создаем какие-то идеалы, какие-то высокие идеалы к которым нужно стремиться, какие-то цели компании, какие-то миссии, замыслы этой компании.


К сожалению, довольно часто, когда задаешь вопрос "каковы идеалы вашей компании?" или "какие цели у вашей фирмы?", то приходиться сталкиваться с таким подходом предпринимателей, как "Кому нужны сейчас какие-то идеалы?" или "Какая у нас цель? Как у всех - заработать побольше денег."


Понимаете, есть ЦЕЛЬ, которая делает любой бизнес уникальным.


Естественно у любого человека, у любого бизнеса есть цель зарабатывания денег, но деньги это средство обмена и ничего больше. Сами по себе деньги не являются чем-то уникальным, работникам корпорации надо зарабатывать деньги, сапожникам надо зарабатывать деньги, и т.д., это просто способ осуществлять обмен с окружающим миром.


Как же мотивировать сотрудников на цели компании?


Подумайте, какая цель вашей компании? 
Есть ли она вообще у вас? (имейте в виду, что деньги не являются самой целью, они являются средством для достижения цели!!!)
Для чего вы создали свой бизнес? 
Какую пользу вы хотели принести обществу, через производство или предоставление услуг своей компании? Уж наверняка не только для зарабатывания денег, хотя такое тоже вполне возможно.


Вы просто создаете идеалы и направляете туда внимание людей.


Что вы получаете, если вам это удается?

Если вам удается взять средний уровень, здесь находятся те, кто высокомотивирован, т.е. сотрудники у которых побудительный мотив - чувство долга или личная убежденность, то направить их в нужное русло будет не проблемно, а если вы примите тех, кто ниже этих двух мотивов, то вы , хоть голову себе сломайте, но вы не сможете донести до них свои цели.


А теперь вспомните, что вы говорите своим сотрудникам, чтобы они достигали поставленных целей, т.е. чем вы их мотивируете?

Представьте, что если бы вас так же мотивировали и какова была бы ваша реакция?

И если ваши цели направлены на нижние уровни шкалы, то подумайте и перенаправьте свои цели на высокие уровни мотивации, напишите эту цель в соответствии с тем, чтобы направить внимание ваших сотрудников на высокий уровень шкалы побудительных мотивов.


Есть хороший пример, в строительной фирме занимающейся отделкой. Так вот, цель их - "чтобы жители нашего города гордились и восхищались красивыми зданиями."
Зарабатывают ли они деньги? Конечно зарабатывают.


Представьте, если бы руководитель этой компании говорил своим сотрудникам: "дорогие мои друзья, наша цель - зарабатывать деньги, как можно больше денег." Что при этом происходило бы? Куда бы он направлял внимание своих сотрудников?
Вы правы, все внимание было бы направлено на ДЕНЬГИ и он никогда бы не имел преданных сотрудников. и большого количества заказов и дохода.

 Почему? Потому что в низко мотивированных группах возможно не этичное отношение сотрудников к своим обязанностям, отсутствие высокого качества предоставления услуг или производства.


Он же говорит им - "да, ребята, нам надо зарабатывать деньги, но наша цель - сделать здания красивые, чтобы город был красивым, чтобы город был современным,чтобы жители гордились этими зданиями." И люди с удовольствие занимаются своей работой, ведь они знают, что они ДЕЛАЮТ СВОЙ ГОРОД КРАСИВЫМ! И это доставляет им огромное удовольствие. Ну, а деньги, естественно зарабатываются здесь в большом количестве и заказов у них много. 


Как это делать?

Надо ПОСТОЯННО говорить об этом, напоминать при каждом удобном случае: на планерках, вывесить на видное место, просто при общении, даже на корпоративных мероприятиях компании. Делать все возможное, чтобы люди не забывали об этом!


Если вы постоянно будете направлять внимание вниз шкалы: здесь есть деньги, здесь есть кризис, здесь угрозы, угроза потери работы и всевозможные другие вещи. То и получать вы будете - постоянную перегрузку работой, постоянную текучку кадров и полное разочарование.


Правда здесь есть одно НО,
Дело в том, что если сам руководитель имеет один из низких побудительный мотив (личная выгода или деньги), то он не сможет направлять внимание своих сотрудников на высокие цели, потому что у него их нет.


В компании, где мотивы высокие, не прилично спрашивать о зарплате, обсуждать руководителя, сплетничать и т.д.

В компаниях низких мотивов наоборот, сплетни, склоки, обсуждения действий руководителя - это нормальное явление.


Проведите опрос среди сотрудников и выясните уровень их побудительного мотива. Как это сделать мы с вами рассматривали в теме "Мотивация и наим персонала".


Высоко мотивированные сотрудники не смогут работать в низко мотивированном коллективе, а вот низко мотивированного сотрудника, пришедшего в высоко мотивированный коллектив можно поднять выше.


Так что, ставьте высокие цели, напоминайте о них постоянно вашим сотрудникам, членам семьи и пусть ваше предприятие и ваша семья процветают, а лица ваших сотрудников и членов семьи светятся счастьем от гордости, что они работают/живут в такой группе!



Если вам понравилась статья и вы сочли ее полезной, не забудьте порекомендовать ее, чтобы и другие люди получили пользу.

А при желании можете поблагодарить автора за потраченное время на ее написание ))

И как всегда, не забудьте заглянуть в блог Интересные статьи и цитаты.

Успехов и процветания!


P.S. Данная статья подготовлена на основе материалов Л.Рона Хаббарда и выражает только мое понимание материала и не носит пропагандистский характер.
Вся информация в этой статье и размещённая на этом блоге, носит информационный характер и не является рекламой, публичной офертой и не призывает к действию.  Копирование материалов без письменного согласия запрещено.

Комментариев нет: